В условиях реализации концепции Президента Республики Казахстан "Слышащее государство" особое значение приобретает порядок рассмотрения обращений граждан и представителей бизнеса. Административный процедурно-процессуальный кодекс РК стал ключевым инструментом, обеспечивающим прозрачность, законность и понятные правила взаимодействия между государственными органами и обществом.
О том, как сегодня выстроен механизм рассмотрения обращений физических и юридических лиц, какие административные процедуры применяются и какие права имеют заявители, мы беседуем с заместителем руководителя Департамента санитарно-эпидемиологического контроля, Уполномоченным по этике Амановой Гульжан Нысангалиевной.
На данный момент уделяется большое внимание рассмотрению обращений физических лиц и представителей юридических лиц. Гульжан Нысангалиевна, можете сказать с чем это связано и как происходит процесс рассмотрения обращений физических и юридических лиц?
Действительно, в рамках концепции Президента "Слышащее государство" большое внимание акцентируется на активных взаимодействиях государства с гражданами, пониманию их проблем и потребностей. Что касаемо процедуры рассмотрения обращений. Процедура состоит из приема обращений, регистрации и непосредственного рассмотрения.
Все обращения физических лиц и представителей юридических лиц подлежат регистрации в информационной системе "Е-өтініш", после чего рассматриваются согласно административных процедур. После рассмотрения обращения участнику административной процедуры выдается ответ, выносится административный акт.
Что такое административная процедура и какие есть виды административных процедур?
Административная процедура – деятельность административного органа, должностного лица по рассмотрению административного дела, принятию и исполнению по нему решения, совершаемая на основании обращения или по собственной инициативе, а также деятельность, осуществляемая в порядке упрощенной административной процедуры. Осуществление административной процедуры зависит от вида поступившего обращения. Таким образом, заявления и жалобы рассматриваются в порядке общей административной процедуры.
Общая административная процедура обязывает вынесения предварительного решения, проведения заслушивания и вынесения окончательного решения, то есть принятия административного акта (благоприятного или обременительного). Запросы, отклики, предложения и сообщения рассматриваются в порядке упрощенной административной процедуры.
В каких случаях обращения подлежат оставлению без рассмотрения?
Какие решения принимаются по результатам рассмотрения обращений физических и юридических лиц? Есть ли общие требования к административным актам?
Рассмотрев административное дело, административный орган, должностное лицо выносят одно из следующих решений: 1) о принятии административного акта; 2) о прекращении административной процедуры. По окончании рассмотрения административного дела выносится решение в письменной форме, которое направляется участнику административной процедуры.
Общим требованиям к административным актам является то, что административный акт должен быть законным и обоснованным. Административный акт должен быть ясным для понимания, обеспечивать единообразное применение, исчерпывающе определять круг лиц, на которых распространяется его действие.
Скажите пожалуйста, если заявитель не будет согласен с принятым административным актом, есть ли у него возможность обжаловать его?
Безусловно, такая возможность есть. Участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт, административное действие (бездействие), не связанное с принятием административного акта, в административном (досудебном) порядке. Также, участник административной процедуры вправе обжаловать административное действие (бездействие), связанное с принятием административного акта.
Рассмотрев жалобу, орган, рассматривающий жалобу, выносит одно из следующих решений:
- об отмене административного акта;
- об отмене административного акта и принятии нового административного акта;
- о совершении административного действия;
- об оставлении жалобы без удовлетворения;
- о направлении административного дела в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, для осуществления административной процедуры с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению;
- об оставлении жалобы без рассмотрения.
В заключении хотела бы сказать, Концепция Президента "Слышащее государство" предполагает активное взаимодействие государства с гражданами, где внимание к их мнению и потребностям становится ключевым элементом управления. Концепция подразумевает, что каждое обращение гражданина рассматривается как возможность для улучшения управления и повышения качества жизни в обществе.