
Новости компаний
19:10, Вчера
Тарифы на ж/д перевозки под пересмотром: что это значит для бизнеса и населения
Новости компаний

Несмотря на временную паузу, разговоры вокруг повышения железнодорожных тарифов не утихают. КТЖ объясняет, что повышение тарифов – это шаг к модернизации железных дорог. Бизнес поддерживает идею, но настаивает: новые расчеты должны быть справедливыми и учитывать интересы всех сторон, чтобы рост тарифов не лег тяжелой нагрузкой на экономику и потребителей. Окончательное решение планируется принять к концу марта 2026 года.
АО «НК «Қазақстан Темір Жолы» планирует поэтапно повысить тарифы на услуги магистральной железнодорожной сети в 2026-2030 годах. Если план утвердят, перевозка угля может подорожать примерно на 90%, зерна – почти на 69%, железной руды – на 71%, химических и минеральных удобрений, цветной руды – на 84%, а порожнего пробега – на 63%. Основная часть роста, около 38%, запланирована уже на 2026 год. В компании также предлагают закрепить возможность повышения тарифов в будущем до трех раз от их первоначального уровня.
В компании указывают, что текущие тарифы в значительной части не покрывают себестоимость: по данным компании, около 72% грузоперевозок выполняются ниже себестоимости, а пассажирские направления фактически субсидируются за счет транзита.
Среди аргументов в пользу пересмотра тарифов на 2026-2030 годы: рост издержек, повышение цен на материалы, топливо и электроэнергию, рост средней зарплаты производственного персонала, а также необходимость капитального ремонта и модернизации путей, вагонов и локомотивов. Дополнительную нагрузку на расходы создают крупные инфраструктурные проекты, среди которых строительство железнодорожных линий «Мойынты - Кызылжар», «Дарбаза - Мактаарал», «Алтынколь - Жетыген», «Бахты - Аягоз» и других.
С точки зрения КТЖ, пересмотр тарифов должен обеспечить стабильность перевозочного процесса и создать условия для дальнейшего развития сети. Без корректировки тарифов (в первую очередь на уголь, зерно и руду) отрасль не сможет выйти хотя бы на уровень окупаемости в течение ближайших пяти лет и рискует столкнуться с деградацией инфраструктуры.
В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» признают необходимость модернизации, но подчеркивают, что методика расчета тарифов должна быть понятной и открытой для рынка. Представители бизнеса настаивают, что рост тарифов должен сопровождаться улучшением качества сервиса: доступностью вагонов и локомотивов, сокращением простоев и повышением оперативности. В противном случае дополнительные расходы могут лечь на плечи конечного потребителя без видимого повышения эффективности перевозок.
В палате отмечают, что экономические последствия для стратегических отраслей могут быть существенными: удорожание логистики отразится на себестоимости продукции сельского хозяйства, горно-металлургического комплекса, химической и перерабатывающей промышленности, что снизит их конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках. Для малого и среднего бизнеса рост транспортных затрат также чреват повышением цен для конечного покупателя, в числе возможных последствий эксперты отмечают удорожание продуктов питания и рост расходов на коммунальные услуги из-за повышения цен на уголь и электроэнергию.
Экономисты предлагают смотреть на вопрос комплексно: сочетать корректировку тарифов с мерами по повышению эффективности работы железной дороги и альтернативными инструментами финансирования (облигациями, инфраструктурными займами, государственно-частными проектами). По мнению специалистов, рост производительности должен опережать рост тарифов: экономия возможна за счет повышения энергоэффективности, оптимизации логистики и снижения операционных потерь.
Эксперты и бизнес подчеркивают необходимость открытых отчетов по расходам, инвестициям и ожидаемым эффектам от повышения тарифов. Это поможет рынку и обществу понимать, куда направляются дополнительные средства и какие реальные улучшения они принесут.
Напомним, что окончательные решения по тарифам будут приняты к концу марта 2026. Еще есть время внимательно взвесить все варианты и подобрать такой подход, который позволит одновременно поддерживать развитие железнодорожной сети и учитывать текущую экономическую ситуацию. Это период, когда можно спокойно оценить последствия изменений, подготовить инфраструктуру и минимизировать возможные сложности для отраслей и граждан.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Последние новости
В TikTok стартовал новый сезон конкурса для педагогов
Новости компаний
21:19
Вчера
19:10
Вчера
Пациент вновь слышит: успешная тимпанопластика в Алматинской многопрофильной клинической больнице
Тимпанопластика
19:02
Вчера
17:25
Вчера
16:35
Вчера
16:11
Вчера
ТОП новости
Спецтема
Объявления
Комментарии